Член «Тройного золотого клуба» накануне 60-летия рассказал, чем сегодня живет

Огромный зал прямо на главной хоккейной площадке Москвы — «Парке легенд» был уставлен красиво накрытыми столами на несколько сотен гостей. 20 апреля Вячеслав Фетисов, легендарный капитан ЦСКА и сборной СССР, дважды обладатель Кубка Стэнли в составе «Детройта», член «Тройного золотого клуба», праздновал 60-летний юбилей.

А до того был хоккей. И все те, кто сейчас в нарядных костюмах сидели за столами, показывали там то, что осталось от их блистательного мастерства времен НХЛ. Павел Буре делал хет-трик (позже, в раздевалке, он уже будет одет в цивильный костюм, когда большинство еще даже не начнет переодеваться — Русская Ракета во всем такая!) с передач Александра Могильного, которого в 1994-м Фетисов проводил через российскую таможню без документов, и потом Борис Ельцин вручал ему новый российский паспорт.

Валерий Каменский составлял компанию в звене специально прилетевшему из Детройта Игорю Ларионову (Профессор играл без шлема наряду с еще одним членом «Тройного золотого клуба» Алексеем Гусаровым). Алексей Яшин неожиданно оказался в защите, а главную пару игроков обороны, как всегда, составляли Фетисов и Алексей Касатонов. У другой команды с кистей мастерски бросал Русский Танк Андрей Коваленко. Руководили процессом с лавки обладатель «Колдер Трофи» Сергей Макаров и не игравший в НХЛ, но почитаемый в Канаде со времен Суперсерии-72 Александр Якушев…

Он, а также партнеры Фетисова по великой пятерке Ларионова — Касатонов, Макаров и Ларионов — потом выйдут на сцену вместе и произнесут в адрес капитана теплые, важные, мужские слова. И только один из партнеров никогда уже не сможет к ним присоединиться — Владимира Крутова не стало почти шесть лет назад.

Неделю назад мы подробно и откровенно беседовали с Фетисовым, которого официальные посты — будь то когда-то руководителя российского спорта, а затем члена Совета Федерации, а теперь зампреда Госдумы по физкультуре и спорту — не превратили и не могли превратить в сухаря с унылой чиновничьей речью.

Через пару дней Фетисов с Касатоновым, Макаровым, Якушевым и Александром Кожевниковым улетал во Владивосток, чтобы перед юбилеем провести мастер-классы для дальневосточных мальчишек, а затем с той же миссией слетать в Хабаровск и Челябинск. Жизнь внесет коррективы, и во Владивостоке Фетисова «прихватит» нешуточная температура — 40. В Хабаровск друзья поедут без него, а Челябинск придется вовсе перенести на следующий раз.

 

[Последние новости о плей-офф Кубка Стэнли в твиттере @NHLrussia]

 

Но к дню юбилея Фетисов уже был в отличной форме. Он же привык выходить на лед с любыми травмами. Одно признание в нашем разговоре меня поразило.

«На последний сезон в НХЛ я остался за Володю поиграть. Константинова. Хотя было непросто — побился-то я в той аварии тоже прилично. Конечно, не так, как ребята, но весь сезон вправо поворачивать не мог — нога «отстегивалась». Об этом никто не знал. Я говорить никому не мог, потому что информация в любом случае просочилась бы. Показывал вправо — все время уходил влево. И все это было не зря — когда после четвертого финального матча в Вашингтоне Кубок лежал у Константинова на коленях, а мы с Игорем везли коляску по льду, на всей вашингтонской арене не было ни одного человека, который не плакал».

***

Беседовали мы в машине, которая более часа везла нас из центра Москвы в подмосковное Домодедово, где менее года назад открылась хоккейная академия Фетисова. Детей из нее юбиляр 20 апреля пригласил попить с ним чаю в Музей отечественного хоккея.

На стенах катка, где занимаются 600 (!) детишек — шесть огромных портретов. Фетисов лично участвовал в оформлении дизайна. Слева — тройка KLM, Крутов — Ларионов — Макаров. Справа — сам Фетисов, Касатонов и Константинов.

«У меня в жизни было две русские пятерки, — говорит Фетисов. — В фильме Red Army прозвучала мысль, что в закрытой стране хоккей в нашем исполнении был возможностью проявить свободу творчества. А пятерка из «Детройта» благодаря Скотти Боумэну, выдающемуся и потрясающему человеку, стала для нас с Игорем ощущением, словно рыба попала обратно в воду. Он-то хоть с Макаровым в «Сан-Хосе» играл, и у них была возможность творить. Я же получил ее только в «Ред Уингз». Знаю, что на премьеру недавно вышедшего фильма «Русская пятерка» в Детройте за две минуты продали две с половиной тысячи билетов. Я хотел бы поехать, но думские дела, к сожалению, не позволили».

Вернемся, однако, к фетисовской академии, о которой он готов говорить часами. И там, в Домодедове, сначала пообщался с детьми, затем вышел с ними на лед, а потом час проводил совещание с директором и другими сотрудниками.

«Вначале мы хотели открыть академию во Владивостоке (Фетисов тогда был сенатором от Дальнего Востока, — Прим. И.Р.). К сожалению, бывший губернатор много чего обещал, но ничего не делал. Затем я должен был поменять место работы. Выбор пал на Подольский избирательный округ, куда входит и Домодедово. Избирался там в депутаты Госдумы, и из депутатов -одномандатников в Москве и Московской области получил больше всех голосов.

Строительство ледового комплекса в Домодедове уже было в стадии завершения, проводились предвыборные встречи — и там родилась идея открыть там академию. Максимально задействовали пространство, насытили всеми современными технологиями, тренажерами. Даже четырехлетки у нас занимаются по специальной программе, чтобы аккуратно подвести их к первой ледовой тренировке, и они не испугались.

На предвыборных встречах я пообещал, что решим вопрос с социальным неравенством. То есть дети из многодетных семей, где нет возможностей покупать клюшки и коньки, получат их бесплатно, и дети не будут платить за занятия ни копейки. Так и происходит.

Тренеров собрали из молодых людей, которые понимают тенденции современного хоккея, живут им, сами поиграли в юниорских лигах Северной Америки. Мы понимали, что те оклады, которые получают в большинстве мест детские тренеры, провоцируют их на то, чтобы заниматься поборами. Поэтому должны были предоставить им хорошую зарплату, чтобы они не думали, на что жить. Договорился со своими друзьями, большими бизнесменами, чтобы они помогали. Каждый день получаю от директора Ильи Спицына содержание тренировок. Я в курсе всего, что там происходит».
***

«Давно не общались с Гэри Беттмэном?», — спрашиваю Фетисова, которого глава НХЛ лично пригласил впервые участвовать в «Матче звезд» в 1997 году. «Недавно был в Нью-Йорке, хотел с ним повидаться по поводу организации матча на Северном полюсе. К сожалению, его не было в городе, а у меня был короткий рабочий визит. По телефону поговорили, он был бы рад увидеться».

Роман Фетисова с НХЛ закончился в 2002 году, когда после бронзы со сборной России в Солт-Лейк-Сити-2002 он принял предложение Владимира Путина и возглавил российский спорт. Он рассказывал, что в тот момент три клуба НХЛ предлагали ему стать главным тренером — два американских и один канадский. Прошу его назвать эти клубы, но он улыбается: «Пусть останутся хоть какие-то секреты». А на вопрос, мог ли в тот момент сказать Путину «нет», отвечает:

«Мы долго разговаривали. И когда я понял, насколько все это серьезно, сказал: «Я готов». Президент отреагировал: «Ты что, с женой не будешь советоваться?» — «У меня жена офицерская. Думаю, она поймет». На самом деле, она очень переживала. Зато много чего удалось сделать в стране».

Вскоре после ухода из Росспорта Фетисов стал президентом хоккейного ЦСКА, и в нашем разговоре выяснилась интересная деталь. Я спросил, не хотел ли он позвать главным тренером Ларри Робинсона, работая в тренерском тандеме с которым Фетисов завоевал Кубок Стэнли в «Нью-Джерси». И услышал:

«Хотел. Но Ларри семейная ситуация не позволила. Он выдающийся тренер. Мы с ним бок о бок проработали четыре года и сумели создать одну из самых успешных команд НХЛ, игравшую красиво и результативно. И в ЦСКА, не сомневаюсь, получилась бы неплохая комбинация».

В том ЦСКА начинал Никита Кучеров, блиставший в молодежке, «Красной Армии», но в первой команде шансов почти не получивший. И уехавший в Америку.

«Рад за Кучерова больше, чем за кого-либо, — говорит Фетисов. — По всем критериям он не должен был стать суперзвездой. А то, что стал, говорит о внутреннем резерве человека, которому необходимо вовремя подставить плечо и дать возможность реализовать свой талант. Это тренерское и менеджерское искусство».

Фетисов не скрывает радости за Павла Дацюка и Илью Ковальчука, с пятой попытки выигравших Олимпиаду. И поддерживает решение Ковальчука вернуться в НХЛ — не ожидая, что это будет легко.

«Не просто рад за них, а бесконечно счастлив. Я же пригласил парней на первую в их жизни Олимпиаду. Это спортивная история, которая может стать примером для многих. Столько лет терпеть, оставаться в хоккее — и все-таки добиться высокого спортивного звания. Ковальчуку будет сложно. Он понимает, что там другие уровень и требования. Могу только пожелать ему удачи. Илья — пример для тысяч мальчишек в нашей стране. У него остается мечта — Кубок Стэнли. Сам через это проходил и все понимаю. В связи с этим большой респект Ковальчуку, что он не опускает рук и старается мечту реализовать. Это мужская история».

Мужская история в жизни Фетисова — это хоккей, а женская — семья. Их с женой Ладой дочь Настя родилась в Нью-Йорке, прекрасно поет (что она продемонстрировала со сцены на юбилее), а сейчас пошла по режиссерской линии.

«Она учится в Tisch School — лучшей в Америке школе кинематографии при NYU — Нью-йорском Университете, — рассказывает Фетисов. Из пяти тысяч претендентов со всего мира лишь сто человек пригласили на интервью и тридцать — приняли. Учится с удовольствием. Главное — метод обучения, который я у них вижу, формирует творческую индивидуальность. Волею судеб родившись в Нью-Йорке, дочь понимает: мир настолько хрупок, что надо делать все, чтобы его сохранить. У нее много друзей из разных стран, и через кино она хочет донести эту позицию до людей»

 

 

Автор Игорь Рабинер @IgorRabiner / «Спорт-Экспресс» — специально для NHL.com/ru